Тайны хранения музейных сокровищ: искусство сохранения великих произведений истории
Собирать экспонаты для музея было непростой задачей, ведь они были разнообразными и величественными. Сотрудники музея не только проводили серьезные научные исследования, но и прибегали к различным хитростям. Например, они скрывали нежелательные экспонаты, представляя их как второсортные. Также, чтобы привлечь больше интереса к музею, им приходилось обходить цензуру и тайно выставлять шедевры.
В день 120-летия Русского музея заместитель директора Евгения Петрова рассказала о трудностях и приключениях, с которыми столкнулись сотрудники музея на протяжении его истории. Она поделилась своими знаниями и опытом, полученными в процессе организации выставок отечественного искусства как в России, так и за рубежом. Эти истории являются неотъемлемой частью богатой коллекции музея и позволяют понять сложности и тайны хранения музейных предметов.
Содержание
- Искусство собирать по частям
- Секреты хранения музейных предметов: искусство сохранения
- Кто отвечает за сохранение экспонатов в музее?
- Секреты обхода главной линии
- Как организовать хранение предметов в музее?
- Секреты различия между повседневностью и вечными ценностями
- Что содержится в музеях?
- «Цифра» не заменит оригинал
- Хранение картин в музеях
- КП в музее: определение и значение
- Название должности наблюдателя в музее
- Как называется человек который рассказывает все в музее?
- Запрет на фотографирование экспонатов в музее: причины
Искусство собирать по частям
Основу коллекции Русского музея, который был создан по инициативе Николая II, составляют произведения искусства из Гатчинского и Александровского дворцов, а также русская коллекция из Эрмитажа и Академии художеств. Официальное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 марта 1898 года.
Евгения Петрова отмечает, что первоначальная идея заключалась в создании музея, посвященного развитию русского искусства. Однако в то время нельзя было говорить о полной коллекции, так как в музее были только отдельные произведения.
Все, кто занимался созданием этого музея, отлично понимали, что это долгосрочный процесс, требующий много времени и усилий. Их предвидение оправдалось: в начальные годы было собрано 1500 экспонатов, а к 1910 году их количество утроилось. Замдиректор музея подчеркнула, что пути, по которым были получены эти экспонаты, были разнообразными, и каждое произведение имеет свою историю и значение для коллекции. Это обширная и увлекательная тема.
В начале XX века в Русский музей поступили картины Валентина Серова, которые были выставлены после его смерти. В 1913 году Николай Лихачев, известный эксперт по Древней Руси, передал музею свою коллекцию старинных икон и предметов декоративно-прикладного искусства. Коллекция Древней Руси продолжала пополняться после революции, когда в музеи поступали предметы из закрытых церквей и монастырей.
Одной из важнейших деталей, которую отмечает Петрова, является то, что музей не пострадал во время революции. Напротив, его коллекция даже продолжила пополняться за счет перевода произведений искусства из пригородных дворцов и особняков. В середине 1920-х годов, когда Музей художественной культуры, где художники авангарда выставляли свои работы, был закрыт, сами художники приняли решение передать всю экспозицию в Русский музей.
К 1920-м годам в Русском музее уже накопилась значительная коллекция, которую можно было организовать и классифицировать.
Коллекция Русского музея продолжала расти, постепенно пополняясь новыми произведениями. После смерти Казимира Малевича в 1935 году его коллекция была временно передана на хранение, а затем часть работ была подарена его семьей. Недавно коллекция Русского музея пополнилась новыми произведениями Малевича.
В этом году мы получили в подарок от Нины Николаевны Суетиной, дочери художника Николая Суетина, часть коллекции графических работ русских авангардистов, включая более 160 работ Малевича. В ближайшее время мы планируем представить эти произведения зрителям, чтобы они могли насладиться искусством русского авангарда.
Во время блокады Ленинграда в 1942 году Павел Филонов скончался, и его сестра решила сохранить его картины, перевозя их на саночках. Впоследствии, в 1970-х годах, эти произведения искусства были переданы в Русский музей в качестве подарка.
Секреты хранения музейных предметов: искусство сохранения
Многие художники по разным причинам предоставляют свои картины в музеи, особенно после проведения персональных выставок. Эта традиция продолжается и по сей день. Для художников имеет большое значение увидеть свои произведения в крупном музее, где они могут быть представлены в определенной системе — хронологической или тематической. Это позволяет художникам вновь взглянуть на свое творчество и осознать, что их известность в будущем будет определяться именно экспонированием в музее. Петрова отметила: «Это очень важно для художников».
Иногда музеи сталкиваются с ситуацией, когда им приходится отказывать художникам, желающим включить свои работы в коллекцию музея, но не обладающим особым талантом. Оценку даров музею проводит экспертно-фондовая комиссия, состоящая из двадцати специалистов. В большинстве случаев члены комиссии приходят к единому мнению относительно качества произведений, хотя четких критериев для оценки нет.
Искусство сохранения — тайны хранения музейных предметов
Вопрос о сохранении и хранении музейных предметов является очень тонким и требует особого внимания. Как определить качество произведения и его художественность? Это не так просто объяснить словами. Для этого необходимо обладать большим опытом и практикой, как подчеркивает Евгения Петрова. В случаях, когда возникают спорные моменты, приходится прибегать к голосованию. В результате около 10% дарителей получают отказ.
Метод формирования музейных коллекций, основанный на пожертвованиях, вызывает некоторые сомнения у искусствоведов. Хотя мы благодарны всем, кто щедро дарит свои произведения, этот способ не является наилучшим для пополнения коллекции, особенно в отношении современного искусства. Идеальным вариантом было бы, если бы музей сам мог приобретать произведения у художников, так как это позволило бы ему свободно выбирать то, что соответствует его потребностям. Ведь формирование коллекции крупного музея должно осуществляться по особым принципам, подчеркнула Петрова.
Кто отвечает за сохранение экспонатов в музее?
Вот основные обязанности хранителя:
— Обеспечение физической сохранности музейных предметов коллекции.
— Контроль условий хранения, включая влажность, температуру и освещение.
— Изучение предметов коллекции и проведение исследований.
— Археологические раскопки и анализ данных.
— Публикация результатов исследований.
— Организация выставок и мероприятий для публики.
Хранитель является неотъемлемой частью музея, который обеспечивает сохранность и изучение коллекции, а также способствует ее популяризации и доступности для всех желающих.
Секреты обхода главной линии
Возможности приобретения картин для музея были крайне ограничены для Петровой. Единственный короткий период, когда была возможность покупать произведения искусства, пришелся на 1970-е годы. Однако, в то время требовалось приобретать только те картины, которые соответствовали идеологическим принципам. Петрова вспоминает, как директор Русского музея Василий Алексеевич Пушкарев поступал при закупках. Он следовал такой стратегии: в списке художников преобладали «правые», а между ними вкраплялся по одному «левому».
В процессе пополнения коллекции музея нам приходилось прибегать к различным хитростям, чтобы не пропустить важные произведения и избежать пробелов в коллекции. Однако благодаря нашим усилиям, мы смогли заполнить эти пробелы и обогатить коллекцию. Важную роль в этом играют люди, их смелость и понимание значимости произведений искусства. Наши предшественники, работавшие в музее до и после войны, были выдающимися личностями — образованными и грамотными, которые прекрасно понимали, что такое авангард. Это объясняет заместитель директора.
В музейных архивах хранится множество историй о коллекции авангардистов, которые на протяжении десятилетий оставались в тени. В то время, когда весь мир признавал их произведения гениальными, советские чиновники не ценили их и отказывались признавать их ценность. Чтобы сохранить эти работы художников, сотрудники музея прятали их на чердаке, под замком, чтобы избежать проверок со стороны различных комиссий. Для большей надежности, произведения были помечены в каталогах как второсортные, чтобы не привлекать внимание при проверке. «Вещи были спасены. Они до сих пор остаются в каталогах второсортными — что же, теперь переделывать? Ведь это часть истории. Весь авангард такой», — сказала Петрова.
Еще более дерзким поступком было включение картины Малевича в число экспонатов выставки советских художников. «Я помню, как наши старшие коллеги делали выставку натюрморта в 1970-е годы и решили во что бы то ни стало туда «втолкнуть» Малевича. Тогда было категорически нельзя показывать Малевича, а у него есть чудесный гуашный натюрморт — ранний, 1908 года. Они как бы забыли этикетку — пока всякие комиссии не прошли, пока обкомы, горкомы ее не посмотрели, этикетки не было, забыли и забыли, а потом уже повесили ближе к концу. И народ повалил, потому что пошел такой слушок по Ленинграду: первый раз показывают Малевича», — вспоминает Евгения Петрова.
Всего лишь в конце 1960-х годов начали проводить первые выставки работ Зинаиды Серебряковой и Кузьмы Петрова-Водкина. Зинаида Серебрякова отмечает, что тогда было трудно представить, что такое возможно. Открытие выставки Петрова-Водкина было затруднительным из-за его формалистического стиля. В то время, в 1950-х и начале 1960-х годов, преобладали огромные произведения искусства в социалистическом стиле, прославляющие партию, правительство и заседания. В то время на выставках были представлены работы, посвященные Богоматери и произведение «Смерть комиссара», которые отличались от общего оптимизма и были пронизаны пессимизмом.
Как организовать хранение предметов в музее?
Хранение музейных экспонатов — это сложный и ответственный процесс, требующий соблюдения определенных условий, таких как температура и влажность воздуха. Несоблюдение правил температурно-влажностного режима может привести к разрушению ценных предметов, которые являются не только историческими и культурными ценностями, но и неповторимыми свидетелями прошлого.
Одним из ключевых факторов, влияющих на сохранность экспонатов, является температура воздуха. В помещении фондохранилища и экспозиционных залах необходимо поддерживать оптимальную температуру в пределах +18 °C. Это значение было выбрано на основе многолетних исследований и опыта музейных специалистов.
Почему именно +18 °C? Эта температура считается оптимальной для большинства материалов, из которых изготовлены экспонаты. Она обеспечивает стабильность и предотвращает возможные изменения внутренней структуры предметов. При более высоких температурах материалы могут подвергаться деформации, расширению или сжатию, что может привести к повреждению или даже разрушению. Низкие температуры также могут быть вредными, особенно для хрупких и древних материалов, таких как керамика или стекло, которые могут стать хрупкими и ломкими.
Кроме того, поддержание стабильной влажности воздуха также является важным аспектом сохранности музейных экспонатов. Рекомендуется поддерживать влажность в пределах 40-60%. Высокая влажность может привести к плесени, гниению и коррозии материалов, а низкая влажность может вызвать высыхание и трескание. Поддержание оптимальной влажности поможет сохранить целостность и внешний вид экспонатов на протяжении долгого времени.
Для достижения и поддержания необходимых условий в музейных помещениях существуют различные методы и технологии. Одним из них является использование специальных систем кондиционирования воздуха, которые позволяют регулировать температуру и влажность внутри помещений. Также важно проводить регулярные измерения и контрольные проверки, чтобы убедиться в правильности настроек и эффективности системы.
Важно отметить, что каждый музей имеет свои особенности и требования, поэтому рекомендуется обратиться к специалистам в области сохранности и консервации музейных предметов для получения конкретных рекомендаций и инструкций. Они смогут оценить особенности коллекции и помочь разработать оптимальные условия хранения и экспозиции, чтобы обеспечить максимальную сохранность и долговечность экспонатов.
Секреты различия между повседневностью и вечными ценностями
Взаимодействие с посетителями музея не всегда было простым заданием. История первых лет после открытия музея остается загадкой, так как у нас есть только холодные факты и фотографии с открытия Русского музея, на которых видны известные художники и другие видные деятели того времени, сидящие в академических залах. Петрова рассказывает, что нам трудно судить о первых посетителях.
Сразу после революции в музее очень активно шла воспитательная работа. Экспозиции дополнялись лозунгами победившего рабочего класса, агитационными текстами, которые, объясняли, почему это произведение хорошее, почему на это нужно смотреть. В советские годы публика смотрела на то, что можно было показывать, и с восторгом принимала любые попытки музея выйти за рамки цензуры.
Сегодня сложно объяснить зрителю, что современное искусство может проявляться через новые и необычные формы. Один из недавних примеров этого — шумиха, вызванная в прессе и социальных сетях приобретением Русским музеем серии работ художника Владимира Козина под названием ‘Вечные ценности’, включающей в себя даже резиновый унитаз. Сам художник был удивлен тем, что его произведение было принято музеем, но затем объяснил журналистам, что его проект символизирует бытовые и другие предметы, сопровождающие человека на протяжении всей жизни.
Искусство сохранения — тайны хранения музейных предметов
Один из уникальных экспонатов, который вызывает особый интерес, это необычная работа, выполненная с использованием современных технологий и материалов. Она немного отличается от традиционных произведений искусства, но при этом сохраняет свою уникальность и новаторство. Возможно, она даже спорит с творчеством Марселя Дюшана, известного французского и американского художника первой половины ХХ века, который стоял у истоков дадаизма и сюрреализма. Однако, это развитие искусства является интересным и важным, так как отражает использование новых материалов, таких как резина и другие, которые художники используют для выражения своих идей. Это естественное развитие современного искусства, которое привлекает внимание и вызывает интерес у зрителей.
По словам искусствоведа, музеи не должны ограничиваться только классическим искусством. Она считает, что искусство должно развиваться вместе с обществом. Ведь мы не готовы отказаться от современных технологий и использовать голубиную почту вместо смартфонов. Почему же художники должны оставаться в прошлом и рисовать только в стиле Шишкина? Нет, конечно! Жизнь постоянно меняется, мы меняемся, и художники отражают все эти изменения в своих произведениях.
Музейные выставки играют важную роль в понимании сути произведений искусства. Один пример такой выставки — «Кандинский и Россия». На ней художник представлен в совершенно новом свете. Показ его работ вместе с произведениями народного искусства из мест, где он занимался этнографией, оказал сильное влияние на зрителей. Они начали воспринимать художника по-другому: он перестал быть непонятным абстрактным Кандинским, который изображает «какие-то закорючки». Когда рядом с его абстрактной работой «Святой Георгий» висит икона «Святой Георгий», людям становится понятно, что это один и тот же персонаж, но выраженный другими средствами. Это подтверждает Петрова.
Что содержится в музеях?
Музей — это учреждение, которое играет важную роль в сохранении и изучении нашего наследия. Он собирает, исследует, хранит и выставляет различные предметы, которые являются памятниками естественной истории, материальной и духовной культуры. Кроме того, музеи выполняют важную просветительскую и популяризаторскую функцию.
Музеи предлагают посетителям уникальную возможность погрузиться в историю и культуру разных эпох и народов. Они представляют собой настоящие сокровищницы знаний, где можно узнать о прошлом, настоящем и будущем человечества. В музеях можно увидеть артефакты, которые рассказывают о жизни древних цивилизаций, о природных явлениях и разнообразии животного и растительного мира.
Посещение музея может быть не только увлекательным, но и образовательным. Многие музеи предлагают интерактивные выставки, где посетители могут не только рассмотреть экспонаты, но и принять участие в различных активностях. Например, можно попробовать нарядиться в древние костюмы, сыграть на музыкальных инструментах, попробовать на вкус блюда из разных эпох и культур.
Музеи также играют важную роль в сохранении искусства. Они представляют собой площадку для выставки произведений различных художников и скульпторов. Посетители могут насладиться красотой картин, скульптурных композиций и других произведений искусства. Музеи также проводят мастер-классы и лекции, где можно научиться создавать свои собственные произведения искусства.
Посещение музея может быть интересным и полезным для людей всех возрастов. Для детей это отличная возможность узнать о мире вокруг них и развить свои творческие способности. Для взрослых музеи предлагают возможность расширить свои знания и познакомиться с новыми культурами и идеями.
Музеи являются неотъемлемой частью нашей культуры и наследия. Они помогают нам понять и ценить наше прошлое, а также вдохновляют нас на создание будущего. Посещение музея — это не только увлекательное путешествие во времени, но и возможность обогатить свой внутренний мир и расширить свои горизонты.
«Цифра» не заменит оригинал
Музей активно применяет современные технологии и создает виртуальные филиалы, но они рассматриваются как дополнительный инструмент, который не может полностью заменить живое искусство. Евгения Петрова вспоминает, что раньше они беспокоились о том, что зрители, особенно молодые, могут предпочесть виртуальный музей реальному.
Не так давно считалось, что с развитием телевидения, интернета и новых мультимедийных технологий посещение музеев станет неактуальным. Однако, оказалось, что это предположение ошибочно. Во время выставок Айвазовского и Верещагина, например, в музеях наблюдались длинные очереди.
Сегодня Петрова утверждает, что людям недостаточно просто видеть фотографии и видео в интернете — они хотят видеть оригиналы. Она считает, что цифровая копия не может передать всей энергии и жизни, которая присутствует в оригинальных произведениях искусства. Петрова проводит много выставок как в России, так и за рубежом, и замечает, что в разных ситуациях работы смотрятся по-разному. Даже если ты хорошо знаком с произведением, оно может вызывать совершенно другие эмоции и ощущения, когда ты видишь его на выставке. Она считает, что произведения искусства обладают особой энергией, которую человек может почувствовать, прогуливаясь по залу. Эта энергия притягивает людей и делает их по-другому себя чувствовать. Петрова наблюдает это на своих выставках.
Хранение картин в музеях
Для правильного хранения различных предметов у нас есть определенные правила. Например, графика хранится горизонтально в специальных коробках из нетоксичного картона. Это позволяет сохранить ее в идеальном состоянии. Картины на холсте, наоборот, хранят вертикально. Если их хранить горизонтально, то холст может провиснуть и повредиться. Мы также используем топографический указатель, чтобы легко находить нужные предметы. Это помогает нам организовать хранение и быстро находить то, что нам нужно.
Вот основные правила хранения предметов:
— Графика хранится горизонтально в специальных коробках из нетоксичного картона.
— Картины на холсте хранят вертикально, чтобы избежать провисания холста.
— Используем топографический указатель для удобства поиска предметов.
Соблюдение этих правил позволяет нам эффективно организовать хранение и защитить предметы от повреждений.
КП в музее: определение и значение
Первоначальная обработка материалов, поступающих в музей, включает их актирование и регистрацию в специальной Книге поступлений (КП). Актирование представляет собой процесс присвоения каждому материалу уникального номера или кода, который будет использоваться для его идентификации и отслеживания в дальнейшем. Регистрация в Книге поступлений позволяет фиксировать все поступления в музей, включая информацию о дате, источнике, типе и описании материалов. Это важный этап в работе музея, поскольку он обеспечивает систематизацию и контроль за поступающими материалами, а также создает основу для дальнейшей их обработки и хранения.
В процессе первичной обработки материалов музей использует Книгу поступлений, которая является основным документом для учета и контроля за поступлениями. Книга поступлений содержит информацию о каждом поступившем материале, включая его наименование, дату поступления, источник, откуда был получен, а также краткое описание.
Название должности наблюдателя в музее
Музейный смотритель играет важную роль в жизни музея. Он является душой учреждения, ответственным за сохранение и представление его коллекции. Работа смотрителя требует не только знания и понимания искусства, но и умения общаться с посетителями.
Смотритель может быть человеком с любой профессией и образованием. Это может быть художник, историк, археолог, антрополог или просто любитель искусства. Главное, чтобы смотритель был заинтересован в музее и его коллекции, чтобы он мог передать свою страсть и знания посетителям.
Работа смотрителя включает в себя не только проведение экскурсий, но и подготовку выставок, организацию мероприятий и взаимодействие с другими музеями и организациями. Он должен быть в курсе последних тенденций в мире искусства и истории, чтобы представить посетителям самую актуальную информацию.
Смотритель также отвечает за сохранность экспонатов и их правильное хранение. Он должен знать особенности каждого предмета в коллекции и принимать меры для его сохранения. Это включает контроль влажности, освещения и температуры в помещении, где хранятся экспонаты.
Важной частью работы смотрителя является общение с посетителями. Он должен быть готов ответить на любые вопросы и помочь посетителям лучше понять искусство и историю. Смотритель должен быть дружелюбным, терпеливым и готовым поделиться своими знаниями и страстью с другими.
В итоге, музейный смотритель — это не просто работник музея, а человек, который делает его живым и интересным для посетителей. Благодаря его усилиям, музей становится местом, где искусство и история оживают и вдохновляют людей.
Как называется человек который рассказывает все в музее?
Экспонаты — это предметы, которые представляют особый интерес и ценность для музеев и выставок. Они являются важными источниками информации о прошлом, культуре и искусстве. Каждый экспонат имеет свою уникальность и историю, которые могут быть интересны для посетителей.
Экспонаты могут быть различными по своему назначению и происхождению. Некоторые из них являются артефактами, которые были использованы в прошлом и отражают определенную эпоху или культуру. Например, это могут быть древние орудия труда, уникальные предметы быта или исторические документы.
Другие экспонаты могут быть произведениями искусства, созданными талантливыми художниками и скульпторами. Они могут представлять различные стили и направления искусства, от классицизма до современного искусства. Такие экспонаты могут включать живопись, скульптуру, графику, фотографию и другие формы художественного выражения.
Экскурсоводы играют важную роль в музеях, предоставляя посетителям информацию о каждом экспонате. Они рассказывают о его истории, значимости и особенностях. Экскурсоводы помогают посетителям лучше понять и оценить экспонаты, а также создают интересные и запоминающиеся экскурсии.
При посещении музея стоит обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, следует ознакомиться с информацией о музее и его коллекции заранее. Это поможет вам сориентироваться и выбрать наиболее интересные для вас экспонаты.
Во-вторых, важно быть внимательным и активно слушать экскурсовода. Он может рассказать много интересного и дополнительной информации о каждом экспонате. Задавайте вопросы, если что-то не ясно, и не стесняйтесь обратиться к экскурсоводу за помощью.
Наконец, не забывайте о своих собственных впечатлениях и эмоциях. Каждый экспонат может вызвать у вас разные чувства и ассоциации. Запишите свои мысли и впечатления, чтобы сохранить их в памяти.
Запрет на фотографирование экспонатов в музее: причины
Съемка со вспышкой в музеях запрещена по нескольким причинам. Во-первых, считается, что вспышка может повредить картины и патину на хрупких предметах. Вспышка является ярким и интенсивным источником света, который может вызвать фотохимические реакции в красках и материалах, используемых для создания произведений искусства. Это особенно опасно для картин, выполненных на холсте, так как холст может быть подвержен выцветанию и деградации под воздействием яркого света.
Во-вторых, вспышка может вызвать дискомфорт у других посетителей музея. Яркий всплеск света может быть раздражающим и отвлекающим для людей, находящихся вблизи фотографируемого объекта. Это может нарушить их спокойствие и удовольствие от посещения музея.
Кроме того, запрет на съемку со вспышкой также имеет корыстные причины. Многие музеи предлагают своим посетителям возможность приобрести фотографии произведений искусства в специальных магазинах или онлайн. Запрет на съемку со вспышкой стимулирует посетителей приобретать официальные фотографии, что является источником дополнительного дохода для музея.
Если вы все же хотите запечатлеть произведения искусства в музее, есть несколько альтернативных способов съемки без использования вспышки. Во-первых, можно использовать низкочувствительные фотоматериалы или настроить камеру на режим съемки при низком ISO. Это позволит снизить интенсивность света, который попадает на произведение искусства, и уменьшить риск повреждения.
Во-вторых, можно использовать штатив или другую стабилизационную систему, чтобы избежать размытости изображения при длительной выдержке. Это особенно полезно при съемке в условиях недостаточной освещенности, когда требуется длительная выдержка для получения хорошо освещенного снимка.
Наконец, многие музеи предлагают возможность съемки без вспышки в определенные дни или часы. Это может быть отличной возможностью для фотографов и любителей искусства запечатлеть произведения искусства без риска повреждения и соблюдения правил музея.
В итоге, запрет на съемку со вспышкой в музеях имеет не только защитную функцию для произведений искусства, но и экономическую сторону, способствуя продаже официальных фотографий. Однако, существуют альтернативные способы съемки без вспышки, которые позволяют запечатлеть произведения искусства без риска повреждения и соблюдения правил музея.